?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

про образование

11:24 21.12.2010
про образование

... Россия никогда не будет никаким "мостом между культурами". Во-первых, потому, что нет никаких "равных", "одинаково ценных", "однаково правильных" культур Востока и Запада, которые нужно было бы соединять. Это фикция, красивая романтика, придуманная для того, чтобы заработать на шарме предрассудков - "ах, у него чалма на голове, кимоно и туфли полумесяцем, он восхитителен, у него такое оригинальное мышление" - "ах, он такой утонченный, изысканный джентльмен, он говорит по-французски и носит с собой надушенный носовой платок, как прогрессивно"... Во-вторых, потому, что все, что Россия может реально получить со стороны Азии, попробовав подлизаться, - это презрение. И со стороны Европы мы можем получить только то же самое - презрение, если будем слепо идеализировать Европу, пытаясь во всем подражать, не отделив зерна от плевел. Мы никогда не будем никаким "мостом". Потому что никакого моста вообще быть не может. Потому что как только ты начинаешь делить на "культуры", как только ты начинаешь разъединять, проводить границы и огораживать, ты теряешь главное - сердце культуры - стремление человека к свету и объединению. Россия либо будет частью единой, мировой, общечеловеческой культуры, настоящей Культуры с большой буквы, либо не будет играть никакой роли вообще. У России есть только один путь - продолжать дело тех, кому был противен национализм, кому была отвратительна дискриминация, кто ненавидел разделение и разъединение, кто в человеке видел в первую очередь человека - а не француза, японца, итальянца, русского; кто мечтал о едином, равном и справедливом мире для всех. Мы можем либо вспомнить свою историю, подняться и пойти к свету, либо погибнуть. Мы были первыми, кто открыто, на всю страну и на весь мир объявил о равенстве людей. Мы были первыми, кто открыто объявил борьбу с ложью, с дискриминацией, с унижением масс, с угнетением слабых. Мы первыми создали по-настоящему народную систему образования, в которой детям предоставлялись равные возможности. Мы первые создали условия, в которых людям была дана реальная возможность бороться с враньем, с подлостью, с невежеством. Мы были для всего мира - надеждой.

Тема о дискриминации неотделима от темы об образовании. Практически ничто так не определяет судьбу человека в современном капиталистическом обществе, как его образование. То, в какую школу попадет ребенок - в элитную или "для оборвышей" (англичане название придумали, у них такая система была), определит его судьбу на всю оставшуюся жизнь.

Прежде чем дальше говорить о наследственности и воспитании, надо коснуться темы образования - там у нас и воспитание, и дискриминация, и наследственность, и тестирование, в общем, все радости в одном флаконе.

Есть куча охотников заявлять - а в последнее время мода на это так распространилась, что противоположное мнение считают чуть ли не моветоном - что, мол, без разницы, какие у вас там были цели или лозунги, без разницы, какие обстоятельства, а, мол, единственное, что имеет значение - это "результат". И слово "результат" так еще с придыханием произносят, так что только мизинец для пущих понтов оттопырить осталось. Так вот я скажу: нет, милые мои. Есть большая разница, жрете вы подачки с барского стола, или едите за своим собственным. В обоих случаях "результат" один - вы наедаетесь, однако ж ситуация ни разу не одна и та же.

Тот, кто отказывается от своего человеческого достоинства, тот, кто считает, что есть подачки и есть со своего стола - это одно и то же, никогда не будет наедаться досыта и никогда не будет чувствовать себя человеком. Капиталистическое образование, получаемое в капиталистической системе, образование-подачка, никогда не будет таким же, как образование для народа, образование социалистическое. Ибо положение о том, что школа может быть вне политики, есть лицемерие. Этим словам сотня лет, а они не потеряли актуальность: "буржуазия, выдвигающая такое положение, сама во главу угла школьного дела ставила свою буржуазную политику и старалась школьное дело свести к тому, чтобы натаскать для буржуазии покорных и расторопных слуг, исполнителей воли и рабов капитала, никогда не заботясь о том, чтобы школу сделать орудием воспитания человеческой личности."

Образование в капиталистической Европе всегда было классовым, как бы они ни пытались прятать этот факт от общественности, как бы ни пытались замазать все неудобности. Некоторые вот этого не понимают, кидаются сравнивать уровни грамотности в Европе и России, кидаются искать образовательные программы, написанные при царизме - мол, там тоже разрабатывались программы. Каюсь, и я тоже сравнивала. И я тоже кидалась спорить с теми, кто утверждает - "да и при царизме бы ввели образование и всех сделали грамотными". Да, сделали бы. Да, ввели бы. Да только вы не понимаете главного.

Капиталу нужны не люди, умеющие читать. Капиталу нужны рабы, умеющие читать. И главная заслуга СССР - и этого пока еще, кажется, почти никто не понимает - что он был гигантской попыткой вернуть человеку человеческое достоинство.

Наверное, самое большое заблуждение, которому еще предстоит развеяться - это заблуждение в том, что богачам есть какое-то дело до бедных. Что правящему классу, всей этой "элите" есть какое-то дело до того, как живут простые люди. Какое у них образование, получают ли они медицинскую помощь, сносные ли у них условия жизни. До сих пор до людей не дошло, что капиталист никогда, ни при каких условиях, ни при каких раскладах не будет заботиться о народе по собственному почину. До сих пор люди указывают на европейские школы или европейские условия и кричат - "вон оно как у них-то, при капитализме!". До сих пор люди не дают себе труда задать простой вопрос: как, откуда это взялось, кто сделал?

Главная задача капиталистического образования всегда состояла в том, чтобы, с одной стороны, обосновать организацию образования масс в соответствии с интересами правящего класса, а с другой стороны, способствовать подготовке детей господствующего класса к руководящему положению в обществе и государстве. Зачем капиталисту образовывать простое население? Да затем же, зачем все остальное: чтобы получать с этого прибыль. А заодно - контролировать, контролировать и еще раз контролировать. ...


(Ц)еликом


read more at Elephant_Talk

Latest Month

September 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by heiheneikko